Скажи мне, как ты считаешь должен ли студент во время учебы подрабатывать? Если да, то с какого курса? Чем стоит заниматься, чем не стоит заниматься?
Я скажу так: должен или не должен — это слишком категорично. Всё-таки каждый сам для себя решает.
Полезно это или бесполезно?
Я думаю, что это палка о двух концах. С одной стороны, это полезно, а полезнее всего была бы подработка по специальности. На отделении математики, по-моему, с этим сложнее, но механикам, наверное, проще. К примеру, насколько я понимаю, в лаборатории Андрея Андреевича Голована [лаборатория управления и навигации] наиболее толковые студенты начиная с 4−5 курса могут участвовать в каких-то НИРах. Вот это мне кажется полезным. А всякие подработки, не связанные непосредственно с профессией, в том числе репетиторство или, условно говоря, разгрузка вагонов, — здесь надо быть осторожным. С одной стороны, это полезно, потому что позволяет на какую-то другую деятельность помимо учебы взглянуть. Лучше понять, чего ты хочешь от жизни. Но если этим сильно увлечься, то, естественно, от этого может пострадать учёба и научная работа. Причём ты сам можешь этого даже не ощутить. Например, со мной так и было. Сейчас я уже понимаю, что слишком увлекался этими подработками — и репетиторством, и преподаванием. А научная работа от этого страдала, и учёба, к сожалению, тоже. Мне было интересно преподавать, рассказывать ребятам что-то, заниматься организационной работой на Малом мехмате. На этом фоне наука и учёба казались не такими интересными и были только на втором-третьем местах.
У тебя диплом какого цвета?
Красного, но несмотря на это, учился я плохо. Я сейчас расскажу, чтобы те, кто это прочитает, постарались не повторить моих ошибок.
По-хорошему надо бы как делать: материал лекций желательно по ходу семестра прорабатывать — сходил на лекцию, законспектировал, пришёл домой — разобрал, что непонятно — достал учебник, разобрался. Я так и пытался делать, но, к сожалению, практически сразу, в самом начале 1 курса забросил. Потом я ещё и на лекции перестал ходить, хотя семинары в большинстве своём посещал. Поэтому получалось так, что курс лекций я в лучшем случае конспектировал, но никак их не прорабатывал, а в худшем случае я на них вообще не ходил, и перед экзаменом просто у кого-то их ксерокопировал. И в сессию я за несколько дней в авральном порядке весь этот курс осваивал.
А не ходил ты на лекции на первых курсах уже?
На первом в основном, всё-таки, ходил. На втором курсе на что-то ходил, на что-то нет. На третьем уже, по-моему, больше не ходил.
С чем связано, с тем, что работа была?
Опосредованно. Отчасти потому, что из-за работы не хватало времени, а отчасти потому что на фоне этой интересной работы лекции казались чем-то таким не очень интересным. И трудно было заставить себя ходить на них. А потом, тут же как: достаточно в начале курса одну-две-три лекции пропустить, а дальше уже очень сложно на них начать ходить. Уговариваешь себя, что раз столько пропустил, то всё равно уже ничего там не поймёшь. Может быть, на одну придёшь, действительно ничего не поймёшь, и это тебя ещё больше убедит в том, что дальше ходить не надо.
На старших курсах мне, чтобы к семестровому экзамену подготовиться абсолютно с нуля, хватало трёх дней. Я сидел с раннего утра до позднего вечера и всё осваивал кроме, может быть, последних нескольких билетов, которые не успевал. Шёл на экзамен, там получал, как правило, пятёрку. Потом за три дня так же благополучно всё забывал. Так делать, конечно, не надо. Но у меня получалось так. В итоге вышел красный диплом, у меня в нём было шесть или семь четвёрок за всё время. Это на грани. В результате получилось, что многие курсы я на самом деле только формально освоил, а по сути, к сожалению, имею об этих предметах не очень хорошее представление.
Жалеешь об этом?
Да, иногда приходится жалеть. Но ничего страшного, смертельного нет. Потому что я сейчас всё равно в своей профессии могу успешно реализовываться.
Возвращаясь к предыдущему вопросу — стоит ли работать или нет. Резюмирую: в принципе, это полезно. Особенно, если это связано со специальностью. Но не стоит этим чрезмерно увлекаться. Ещё одна опасность: если там какие-то деньги заметные, то иногда начинает затмевать глаза приятное ощущение финансовой независимости от родителей. Репетиторством, к примеру, я зарабатывал во много раз больше, чем была стипендия. На младших курсах это было очень приятно. Но надо стараться, чтобы это не стало главным.