Можно тогда исключить критику, а сформулировать это в виде советов молодым преподавателям: что нужно делать для того, чтобы этот огонь в студентах поддерживать?
Подумать о том, как можно рассказывать материал в приложении к чему-то, причём не обязательно к конкретной задаче. Может быть, в приложении к каким-то другим математическим областям, но чтобы была эта отсылка, чтобы чувствовалась необходимость. Может быть, где-то более внимательно относиться к структуре курса, хотя тут тоже вопрос очень тонкий. Это то, чего лично мне не хватало, как я понял уже после выпуска.
Для математиков, может, это будет весьма специфическим образом звучать, но, тем не менее, было бы здорово, если бы преподаватели старались учить каким-то общим алгоритмам и демонстрировать их на разных теоремах, на разных темах. Может быть, даже выделяя какие-то математические идеи, про которые и говорить-то не хочется, особенно умным сообразительным математикам. Но, по крайней мере, чтобы прослеживались какие-то аналогии, потому что мне, например, очень нравится высказывание Банаха о том, что математика — это наука об аналогиях. И лично мне было очень интересно, когда я, разбираясь в разных дисциплинах, смотрел на разные теоремы и видел, что по сути, структурно, они такие же или там используются одни и те же идеи, просто в одной области оперируют с одними объектами, а в другой области — с другими объектами, но оперирование происходит одинаково. Вот если бы такие мосты и каналы накладывались, и если бы преподаватель по предмету, который студентам может быть неинтересен, приводил такие аналогии из области, которая, может быть, наоборот, студентам интересна, это бы очень сильно расширяло кругозор студентов. Опять же, это уже моё субъективное мнение.
Познание математики происходит очень небыстро. В виду того, что нужно своим сознанием поглощать определенные абстракции разного уровня разной сложности, можно подготовиться на пятерку к любому экзамену нашей мехматовской программы, при этом не только выучив теорию, разобравшись, как доказывается теоремы, разобравшись в методах решения задач, даже умея решать какие-то сложные задачи. О некоторых вещах полное представление, полная картинка возникает сильно позднее, когда одну и ту же абстракцию можно, допустим, рассмотреть и как-то геометрически, и алгебраически, и теоретико-множественно.
Даже в тех предметах, которые у меня хорошо шли, получались, которые я хорошо сдавал на досрочных экзаменах, я понимаю, что тогда остро не хватало общего какого-то понимания. Во-первых, для чего? Во-вторых, объекты так полно математически не выглядели, я односторонне на них смотрел. Имея какой-то олимпиадный опыт, мне удавалось иногда решать более сложные задачи, придумывая, условно говоря, какие-то хитрые примеры или хитрые замены, но я бы на тот момент времени не мог объяснить, откуда это всё появляется. Скорее всего, это появлялось несколько случайно. Сейчас я бы мог какие-то подходы в решении более сложных задач объяснить более наглядно, и даже объяснить, как эти мысли мне могли в голову прийти. Короче говоря, сейчас это всё сложилось в более-менее цельную картину, по крайней мере, тех областей, которыми я занят. Естественно, я далеко не все области высшей математики преподаю.
И, поскольку на момент студенчества у человека ещё не такое большое количество абстракций в голове сидит, и он не так лихо может ими оперировать, у него достаточно, скажем так, хилые математический аппарат и математическое воображение, хотя потенциал может быть очень высоким, может быть, за счёт аналогий, за счёт выделения каких-то методов или даже простейших идей, можно было бы его подталкивать к развитию математического аппарата.
Как мне показалось, можно кратко описать моё математическое образование на мехмате как некоторую среду математиконасыщения с учебным планом и хорошими преподавателями и просто умными людьми. Есть студенты с достаточно большим потенциалом, поскольку они прошли этапы вступительных экзаменов. Кто-то из них олимпиадник, кто-то нет, из обычных классов, но у кого-то есть интерес, кто-то в принципе умеет учиться, потому что его в школе научили учиться. И дальше студент, попадая в эту среду, достаточно плодородную, может раскрыться, а может не раскрыться. У нас это раскрытие происходило по инерции: то есть раскрылся — хорошо, молодец, недаром проучился на мехмате, не раскрылся — ну как бы сам виноват, все условия, в принципе, были. То есть студенту, по крайней мере, в моё время, нужно было, в первую очередь, самому идти на контакт: интересоваться математическими направлениями, преподавателями, понимать, с каким преподавателем он сойдётся, не сойдётся, искать, может быть, студентов старших курсов, выпускников, которые могли бы что-то посоветовать. Всё это самостоятельно делать. Опять же, по своему курсу сужу, и, наверное, это общее мнение, большинство студентов того возраста на тот момент времени не были готовы сделать грамотный выбор самостоятельно. Соответственно, у многих потенциал был далеко не самым оптимальным образом реализован.
Я мог бы начать с каких-то конкретных предметов, с преподаванием которых мне сейчас приходится иметь дело, по конкретным темам предложить советы. Может быть, на каких-то вещах, пускай даже не сложных, подробнее останавливаться, чтобы картинка у студента появлялась более подробная, объёмная, и ему проще было бы идти дальше.
Приведу пример своей подготовки к госэкзамену на 5-ом курсе. Приходилось общаться с сокурсниками — кто-то мне задавал вопросы, кому-то я задавал вопросы. Вот вам такой пример, люблю его приводить.
Допустим, выпускник мехмата прекрасно знает, что такое дифференциал, он может его посчитать, но, зачастую, не знает, зачем он нужен. Понятно, что как некоторый элемент формул он встречается, это да, а вот какой геометрический смысл, для каких практических задач, зачем его выделять — человеку все это не понятно. Это не от того, что на мехмате так плохо рассказывали математический анализ, что даже не рассказали про применение дифференциала. Скорее всего, это было проговорено в какой-то момент времени, просто казалось настолько простым, что на этом преподаватели не остановились, хотя нужно было остановиться.
Опять же, преподавая сейчас высшую математику — математический анализ, линейную алгебру, — я понимаю, что многие, даже простые вещи нужно гораздо более подробно объяснять, даже сильным ребятам. То есть как-то по-другому, более сильно акценты расставлять в процессе преподавания, где-то не делать объяснение слишком абстрактным, побольше приводить примеров. Кстати, примеры. Их тоже был в моём случае некоторый недостаток. Наверное, у нас считалось, что примеры мехматянин и сам может подобрать, хотя на лекциях, когда слушаешь лектора, было очень тяжело, мы успевали только фиксировать материал, который даёт лектор, но не успевали его обдумывать. Это, кстати, ещё один из таких комментариев, уже, может быть, более конкретный, потому что технологии сейчас вполне позволяют.
На мой взгляд, если рассматривать наши математические лекции, то они сильно отличаются от, допустим, гуманитарных: ты понимаешь, что кроме как от этого человека, ты нигде эту информацию не получишь, не услышишь даже в приближенном варианте. Поэтому ты должен быть весь во внимании, особенно если рассматривать курс фундаментальных лекций базовых математических предметов, таких, как математический анализ, линейная алгебра, аналитическая геометрия, комплексный анализ. По этим предметам сейчас очень много материала в свободном доступе, в интернете, такого не было во времена моего студенчества, потому что интернет был хил — пропускная способность была маленькая, да и качество хорошего контента было слабое (мы говорим о 10−12-тилетней давности)
Даже еще 5 лет назад было не так много хорошего, а вот за последние 2−3 года интернет очень сильно насытился качественными материалами, в том числе, и видеоматериалами. И было бы здорово, например, если бы студенты как минимум базовые курсы могли не фиксировать на лекциях, а просто слушать и разбирать материал во время лекций, а потом этот лекционный материал они могли где-то либо отдельно получить (может, до лекции, что-то проработать) Насколько я сейчас понимаю, с технической поддержкой электронных досок это должно быть очень просто, ведь можно всю информацию записать в видеоролик. Правда, хорошие электронные доски дорого стоят, но, мне кажется, они как мобильный телефон — лет через 10 будут дешевле. Я бы добавил, опять же, отталкиваясь от тех студентов, которые умеют учиться или хотя бы хотят учиться, что это им было бы, наверное, полезно. Очень много материала, который у нас был на лекциях, может быть, не весь, но много, особенно для базовых предметов, можно было найти в хороших книгах; десять лет назад они появились в электронном виде, уже были оцифрованы.
Бывал я как-то на гуманитарных лекциях нашего университета. У нас даже нет такой практики, когда студент может написать записку с вопросом, передать ее лектору, и лектор, по своему усмотрению, может зачитать вопрос и дать ответ. На некоторых гуманитарных лекциях некоторых факультетов такая практика есть, и было бы здорово, если бы студент мог материал заранее проработать и на лекциях задать какие-то более тонкие, что ли, более глубокие вопросы, которые, по сути, могли быть, допустим, теоретическими вопросами во время устных экзаменов, которые обычно задаёт экзаменатор. С другой стороны, насколько я понимаю, это всё выносится на семинарские занятия, но на семинарских занятиях не все семинаристы много внимания уделяют теории. У нас можно руку поднять, вопрос задать на лекции, но не каждый лектор пойдёт на контакт. Опять же, помню по своему опыту, какие-то лекторы шли на такой контакт, а какие-то принципиально отстранялись, просто чтобы успеть прочитать то, что они собираются рассказать на сегодняшней лекции, чтобы не затягивать процесс. Вот это я хорошо очень запомнил. Более того, были случаи, когда студент подходил к лектору в перерыве, чтобы задать какой-то вопрос, а лектор так лукаво, полушутя, отвечал, что вопрос-то, конечно, хороший, и неплохая задачка перед экзаменом будет на подумать.
Тут вопрос подходов. Не говорю, что это плохо или хорошо — математику можно изучать по-разному. Если бы я строил образовательный процесс, то во время вопросов максимально старался бы идти на контакт. Можно, наоборот, человека погружать в среду и ждать, пока он раскроется. Такие математические подходы тоже есть. То есть, если человек — математик, то он должен уметь до всего дойти сам. Здесь вопрос эффективности и скорости — насколько быстро нужно человека дотянуть. А, может быть, если человек будет самостоятельно доходить до каких-то вещей, у него и разовьётся правильным образом математический аппарат, а если ему постоянно давать подсказки, то из него вырастет максимум хороший прикладник.
Но, мне кажется, это уже такой философский вопрос — искусство давать подсказки и подталкивать в нужную сторону. Это как раз, кажется, высший пилотаж для учителя.
Вопрос в том, как сделать так, чтобы человек рос над собой. При этом самое плохое, если человек начинает ждать эту подсказку. Тогда он либо изначально был не способен, либо какую-то способность просто потерял. Когда у человека есть желание что-либо искать, он может задать вопрос, но не особо рассчитывает, что ему всё время подскажут.
Вы, получается, ответили и на вопрос, чего во время учёбы не хватало, и что бы Вы изменили в процессе обучения. А Вы в аспирантуру пошли?
Это тоже была очень специфическая история. Сразу после выпуска я не пошёл. Потом, где-то через год, я поступил в магистратуру, которая бесславно у меня закончилась. Потом я поступил в аспирантуру, которая также бесславно для меня закончилась. Поэтому я был в аспирантуре, но даже кандидатские минимумы по специальностям не сдавал.
Но когда Вы поступили в магистратуру, Вы, по-моему, уже работали на кафедре?
Да, я был сотрудником кафедры и вёл занятия по анализу. Это была осень 2011 года, все одновременно произошло.
С чем связано решение не идти в аспирантуру сразу после окончания обучения?
Тут всё достаточно просто. На тот момент я ещё был гражданином другого государства, и аспирантура была только платная.
То есть чисто финансовый барьер?
Ну, в принципе, да.
А сейчас есть желание написать диссертацию?
Желание есть, времени, к сожалению, совершенно нет. И, собственно, почему мои истории заканчивались бесславно, что в магистратуре, что в аспирантуре, — совершенно не хватало времени для того, чтобы математикой позаниматься, такой вот настоящей математикой, для себя исследования какие-то вести.
На что уходило время?
Время, в основном, всё уходило на преподавание, в котором я был задействован.
А ведёте что в университете?
В университете у меня очень маленькая нагрузка. Сейчас я веду высшую математику на факультете почвоведения. Там совсем немножко часов в неделю, это больше отдача долга университету, который бесплатно меня учил в своё время. Теперь я почти бесплатно учу его студентов. Мне нравится, и не хотелось бы совсем контакт с университетом терять, и для некой квалификации тоже.
Если кратко, основная часть преподавания, которым я занимаюсь, приходится не на университет, а на коммерческую компанию, в которой я работаю. Это преподавание как элементарной, так и высшей математики, но для сдачи конкретных американских стандартизированных экзаменов. Эти экзамены разные, про них отдельно можно рассказать, элементарная математика — это школьная программа, высшая математика, в основном, — это математический анализ, линейная алгебра, основа начала комплексного анализа, алгебра структур и некоторые другие темы.
А это зачем нужно?
Это нужно для того, чтобы в магистратуру за рубежом поступить. Да, в магистратуру чаще, чем на аспирантские программы, даже если требуется высшая математика. Есть такой экзамен — GRE Subject test, весьма специфический, его нужно сдавать для поступления на американские PHD-программы в области математики или в области, связанной с математикой.
Он сильно отличается от нашего вступительного экзамена в аспирантуру?
Очень сильно, совсем другой формат. Это тест, но достаточно умный тест, один из немногих «умных» американских тестов.